вторник, 6 апреля 2021 г.

Игровое музицирование

 

Или как я стремлюсь в «счастливчики»

«Кто эти счастливчики?

 Это те педагоги, которые умеют играть 

и учить одновременно, понимая при этом,

 что в состоянии счастья привносимого игрой, 

любой учебный материал усваивается легко и незаметно»

Т. Э. Тютюнникова


Как сделать каждое занятие с ребенком интересным, увлекательным и одновременно полезным и развивающим? Ведь дети сразу преображаются, получив творческие, интересные задания и с удовольствием выполняют их. В погоне за знаниями родители и мы - педагоги часто забываем об этом. 

И на помощь приходит МУЗЫКА. А именно – творческое музицирование, как средство самопознания и самовыражения, что затрагивает лично, не только душу, но и тело. Восприятие, понимание музыки и творчество с  ней заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. 

Есть великая музыка, общемировая художественная ценность которой неоспорима; однодневно - конъюнктурная, которая исчезает раньше, чем ее успеваешь заметить. Но существует музыка высокодуховная и одновременно очень простая - «элементарная». Элементарная музыка обращается к простейшим средствам музыкального языка: ритму, тембру, мелосу, именно поэтому она становится музыкой, у которой есть свое высокое предназначение — педагогическое. Это музыка для детей, дошедшая до нас из глубины веков и сохранившаяся благодаря своей духовной ценности.

Основоположником современной теории ритмического воспитания (ритмической гимнастики) явился швейцарский музыкант, педагог, дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865 – 1956). На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях. Его продолжателем стал немецкий педагог Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор. 

Ведущий принцип орфовской педагогики — «обучение в действии»: ребенок вовлекается педагогом в процессе активных действий, связанных с познанием музыки, действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Композитор ввел термин «элементарное музицирование».

Элементарная музыка неразрывно связана с речью и движением. В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия; простейшее движение, доставляющее им ни с чем не сравнимую радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувств. Дети учатся показывать под музыку соответствующую форму движения и вместе с тем подбирать к элементарным формам движения и танца соответствующую элементарную музыку. Музыка в элементарном музицировании является и равноправным его компонентом, и средством объединения речи и движения. (Т. Э. Тютюнникова)

Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и движения. Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут фантазировать, проявлять индивидуальность. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосферы и импровизационности. «Мой Шульверк и мое композиторское творчество, и то, и другое, исходят из одного общего корня, из идеи музицирования – соединения слова, жеста и звука. Это кредо моих сценических произведений и в то же время основа Шульверка» (Карл Орф)

когда работа доставляет удовлетворение тем, что ты делаешь. 

Самым ярким орф - педагогом в наше время, по моему мнению, является Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.  Необыкновенным творческим решениям, энергии, увлеченности своей профессией этого человека не перестаешь удивляться! Я обучалась игровому музицированию на семинарах с ее личным участием. Ее книги и музыкальный материал помогают сделать занятия с детьми творческими и увлекательными, где вместе дети и взрослые учатся придумывать и исполнять «свою музыку». Здесь, наряду с традиционными детскими музыкальными инструментами,  различные бытовые предметы тоже являются музыкальными инструментами,  а также самодельные шумовые. Этот опыт позволяет детям «увидеть волшебное и трогательное в самом обыденном, в том, что сопровождает детей каждый день, и подарить им возможность самостоятельно творить из всего музыку» (Т. Э. Тютюнникова).

Главное условие занятий по этой необыкновенной методике – является способность педагога импровизировать, фантазировать, уметь самому с головой окунаться в игру с ребятами. И, конечно же, иметь большой репертуарный багаж, чтобы находиться в «свободном полете» в  этом удивительном мире звуков.

Дети очень чуткие создания, они сами помогают нам, взрослым, не бояться экспериментировать со звуками,  находить что – то новое и интересное. Музыка для ребенка – это самый понятный источник удовольствий, маленький человек переживает общение с ней как радость! Чувствовать музыку, переживать ее может только сам ребенок, так как музыкальный опыт педагога не может помочь ему в этом. 

Как пишет Татьяна Эдуардовна, «техническая легкость игр со звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческих проявлений детей. С точки зрения методики игры  звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею». «Сыграй или спой, как ТЫ хочешь!»


Комментариев нет:

Отправить комментарий